Жанры фильмов

Фантастика

Фантастика – элитное искусство! Была и есть.

Истоки фантастики

Считается, что истоки фантастики – в мифотворчестве народного сознания. Сказки и героические эпосы – вот, где в первую очередь проявлялось это мифотворчество. Хотя, по большому счету, любое творчество – это, в какой-то мере, есть фантастика. Потому что творчество – это создание нового, до того не существующего. В рассматриваемом случае (в свете именно коллективного творчества) она опирается на протяженную во времени (от только появившихся зачатков сознания первобытного человека до наших дней) деятельности коллективного воображения.

Можно сделать такое допущение, что наш далекий предок, рисуя на стенах пещеры, был именно фантастом. Разумеется, в дальнейшем, параллельно общему развитию человечества, фантастика жанрово отделилась от других направлений искусства. Вернее, как раз и появилось жанровое разнообразие.

Фантастика, эволюционируя вместе с общим развитием литературы (и не только литературы – пейзаж, на фоне которого изображена знаменитая Мона Лиза Да Винчи, вполне фантастичен в современном понимании этого термина), свободно сочетаясь с различными методами (в том числе с реалистическим) изображения идей, страстей и событий. Однако, до появления кинематографа, основным носителем фантастичности, конечно, была литература.

Фантастика Истоки фантастики Фантастика в литературе

Одно только перечисление авторов (и их произведений) античности, затем средневековья и новой истории, вплоть до второй половины 19-го века, займет много места. Почему-то принято считать одним из первых фантастов гениального Жюль Верна, но ведь и до него их было очень много. Разве знаменитый «Город Солнце» Томмазо Кампанелла был реалистическим произведением? Или любое другое утопическое произведение?

Как бы то ни было, но на сегодняшний день есть литературная фантастика, кинематографическая (в том числе и анимационная) и живописная (кто был Сальвадор Дали?).

Фантастика в литературе

Но боле всего фантастика известна в литературе – особенно, у людей старшего поколения. Конечно и в тридцатых годах прошлого столетия, и даже раньше снимались картины явно относящиеся к жанру фантастики. Да что там говорить, для тогдашних зрителей «Прибытие поезда» - это не документальное кино, а самая настоящая (и очень даже научная!) фантастика. Но, конечно, весь 20-й век – время наибольшего развития литературной фантастики. Интерес к фантастике как таковой возрождается к концу XIX века у неоромантиков (Р. Л. Стивенсон), декадентов (М. Швоб, Ф. Сологуб), символистов (М. Метерлинк, А. А. Блок), экспрессионистов (Г. Мейринк), сюрреалистов (Г. Казак, Э. Крейдер). А ведь до них был еще Н.В. Гоголь со своим абсолютно фантастическим творчеством. Даже если оставить в стороне «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Вий», «Мертвые души» - это же, в конце концов, самый настоящий, выражаясь современным языком, блокбастер. А творчество великого Габриеля Гарсия Маркеса? Некоторые это называют магический реализм, но, возможно, правильнее говорить: фанатический реализм.

В нашей стране, если продолжить перечисления, это и Алексей Толстой («Гиперболоид инженера Гарина» - это прямое продолжение традиций Верна, сдобренное, правда, изрядной долей коммунистической идеологии), и Беляев, и Ефремов, и Казанцев, и, конечно же, братья Стругацкие. Впрочем, имена советских писателей-фанатстов можно перечислять до бесконечности. А ведь есть еще такой гениальный писатель, как Михаил Булгаков! И «Мастер и Маргарита» (тут уж дальше некуда – не называть же этот роман реалистическим или, тем более, «соцреализмом»!), и «Собачье сердце», и «Роковые яйца»... Можно с уверенностью утверждать, что Булгаков больше работал именно в этом жанре, чем в других.

Вообще, фантастика (как и, например, литература для детей) была удобной отдушиной для тех, которых советская цензура не позволяла работать в других жанрах. В конце концов, было же позволено Василию Аксенову опубликовать «Мой дедушка - памятник» - одновременно и фантастика и детская вроде литература.

Но это мы пока говорим об отечественной литературе, а зарубежная? Карел Чапек, вполне вроде вписывающийся в рамки «прогрессивного зарубежного писателя-реалиста», но ведь он фантаст до мозга костей. Если кто не знает, то знаменитое слово «робот» придумано именно им. А один из основателей современной западной литературы – Франц Кафка! Его «Замок» или, тем паче, «Превращение» надо считать реализмом? Или каким либо другим жанром? Впрочем, конечно, можно. Кафка писал в другом жанре – фантастика. Разумеется, это очень далеко от Верна, Уэллса и других ярких представителей, но все равно, иначе, чем фантастикой, его приведения не назовешь... И опять таки, перечислять великих – места не хватит.

Лучше назовем тех, кто работал (некоторые и продолжают работать) в жанре, если так можно выразиться, традиционной научной (и не всегда научной) фантастики. Так называемая Science fiction. Сразу в памяти всплывают имена Айзека Азимова (знаменитые «три закона робототехники», кажется, уже перекочевали в вполне научные работы). И Клиффорд Саймак, и Роберт Хайнлайн, и Гарри Гаррисон, и Роберт Шекли... Между прочим, «Обмен разумов» Шекли – один из лучших романов не только в жанре «иронической фантастики», но просто как литература котируется чрезвычайно высоко.

Фантастика в кино

Стоит, наверное, немного поговорить о фантастики в современном кино. Конечно, на ум сразу приходят бесконечные космические боевики (т.н. «космические оперы»), но ведь даже боевик боевику рознь. В конце концов даже Квентин Тарантино, или Дэвид Линч, или Мартин МакДона (со своими «Залечь на дно в Брюгге» и «7 психопатов») в какой-то мере считаются авторами боевиков. Тем более, фантастические фильмы очнь разные по уровню. Одним из первых серьезных (серьезных по уровню киноязыка) кино были «Доктор Стреейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (Стенли Кубрик), «Альфавиль» (Жан-Люк Годар), «Космическая одиссея 2001 года» (того же Кубрика), «Солярис» (Андрей Тарковский). Заметьте, это цвет мировой кинорежиссуры. А «Забриски Пойнт» великого Микеланджело Антониони? Можно найти огромное множество фильмов новейшего времени снятых в это жанре. Фильмов, которые являлись украшением любого, самого продвинутого кинофестиваля.

Так что можно со всей определенностью сказать: фантастика – элитное искусство! Была и есть.